Купля-продажа сайта – основные этапы сделки

Практически любой сайт, размещенный в интернете, является объектом чьей-то собственности. Другими словами, к нему применимы все основные виды действий, характерные для объекта собственности (сдача в аренду, покупка, продажа и т.д.). Некоторые пользователи даже поставили процесс покупки и продажи сайтов на поток и неплохо на этом зарабатывают.

Возникает логичный вопрос для чего же продавать готовый функционирующий сайт, какие для этого могут быть причины? Во-первых, вебмастер может потерять интерес к ресурсу (пропадет желание обновлять его, добавлять контент, писать статьи и т.д.). Во-вторых, у вебмастера может не остаться свободного времени на управление ресурсом, к примеру, из-за важных дел в реальной жизни, работы, учебы, проблем в семье и т.д. В-третьих, срочно нужны деньги. В-четвертых, сайт перестал быть рентабельным. Другими словами, затраты не его содержание стали существенно превышать доход (от контекстной, баннерной рекламы, партнерок или чего-то еще). В-пятых, компания, которую представлял сайт, перестала существовать или кардинально сменила профиль. Если компания развалилась, то в существовании сайта нет никакого смысла. А если кардинально сменила профиль, то в большинстве случаев проще создать новый сайт с нуля.

Что касается самой сделки по купле-продаже, то она обычно проходит в несколько этапов. Ниже их перечислим.

1. Предоставление покупателю доступа к подробным статистическим данным. Перед тем, как купить сайт, человек должен узнать, за что именно он отдает деньги. Взгляд на ресурс снаружи (даже очень подробный и детальный) вряд ли поможет составить о сайте полную картину и принять решение о целесообразности покупки. Поэтому владелец предоставляет расширенный доступ к сервису статистики посещаемости. Проанализировав статистику, покупатель поймет, сколько человек ежедневно посещают сайт, по каким запросам и с каких поисковиков они приходят, сколько проводят времени на страницах, сколько страниц просматривают и т.д.). Также могут быть предоставлены скриншоты партнерок, других сервисов, в которых зарегистрирован сайт. Это поможет понять, сколько примерно денег ресурс принесет в будущем.

2. Передача пароля от входа в админку и от сервисов статистики. Перечисление на счет продавца какой-то части стоимости сайта (как правило, 50%). Если покупателя устраивает текущее состояние сайта, и он соглашается его приобрести, то происходит плавная передача ресурса от бывшего к новому владельцу. Делать это лучше всего не за один, а за два-три этапа. В данном случае покупателю сначала передается пароль от админки и сервисов статистики. Такой подход позволяет существенно повысить безопасность совершаемой сделки. Покупатель сможет полноценно управлять сайтом, сможет протестировать его в полевых условиях, а продавец подстрахует себя от возможной недобросовестности покупателя (ведь доступа к хостингу и партнеркам у него еще нет).

3. Передача логина и пароля от хостинга, аккаунтов партнерок и т.д. Перечисление на счет продавца оставшейся части денег. На данном этапе происходит окончательная передача интернет-ресурса новому владельцу. Бывший хозяин передает все данные от панели управления хостингом, логин и пароль от FTP (чтобы можно было изменять и загружать файлы), логины и пароли от аккаунтов всех имеющихся сервисов, партнерских программ и т.д. В свою очередь, покупатель переводит оставшуюся сумму денег на счет продавца.

4. Передача дополнительных материалов, так или иначе относящихся к сайту. На данный момент сайт уже находится в полной собственности нового владельца. Однако у бывшего владельца могут остаться какие-то ценные файлы или другие материалы, к примеру, прототипы программных модулей, графика, используемая в дизайне и т.д. В дальнейшем все эти материалы могут пригодиться вебмастеру.

5. Проведение инструктажа по работе с сайтом. Если речь идет о продаже сложного в плане структуры и функционала ресурса, то необходимо проинструктировать нового владельца – рассказать про имеющийся на борту функционал, про его обслуживание, про то, как вообще пользоваться данным сайтом. Если речь идет о простом сайтике или блоге, то инструктаж может и не потребоваться. Здесь вполне хватит небольшой пояснительной записки.